Главный редактор
П. Лимеров
info@artland.ru
Слово «АРТ» имеет в коми языке значение «порядок», «лад» и восходит к финно-угорскому - «понимать», «мыслить».
Журнал рассчитан на преподавателей, ученых, деятелей культуры, студентов гуманитарных факультетов, учителей и старшеклассников, а так же всех тех, кому интересны проблемы литературы, истории, культуры, общественной жизни Республики Коми.
Новости редакции
Завершилась экспедиция из Коми к перевалу Дятлова
Вчера в 8 утра в Сыктывкар вернулась группа туристов из десятидневной экспедиции к перевалу Дятлова. За это время от них по спутниковой связи приходили короткие тревожные сообщения: «Утопили три снегохода. Решили изменить маршрут. Вернемся позже».
27 января 10 туристов во главе с опытным путешественником, членом Русского географического общества, руководителем клуба «Активный отдых Коми» Сергеем Семяшкиным отправились на Северный Урал. Цель экспедиции – проложить новый зимний маршрут к перевалу Дятлова через территорию Республики Коми. Вернуться туристы должны были 4 февраля, но вышли на связь только 5 числа.
Выбились из графика
«Все пошло не по плану с самого начала, – рассказывает участник экспедиции, руководитель редакции журнала «Арт» Нина Новикова, – расстояние от поселка Комсомольский, что в Троицо-Печорском районе, до села Усть-Унья – около 90 км. Чтобы преодолеть этот путь нам потребовалось больше 5 часов! Попали в метель, машины с прицепами то и дело утопали в рыхлом снегу. Двигатель «буханки» Семяшкина стал нагреваться, пришлось остановиться и искать причину. Добрались до домика ближе к двум часам ночи. Стало ясно, что утренний выезд на реку Унью придется перенести».
Погода вносит коррективы
29 января группа выдвинулась по Унье на шести снегоходах. Первые три машины с мощными четырехтактными двигателями принадлежали сыктывкарскому автоклубу «Сусанины». Опытные снегоходчики тропили дорогу. Туристы и основная часть вещей шли на трех остальных буранах с прицепами.
В этот день было необходимо наверстать упущенное время и добраться до базы «Чемейная», минуя остановку в д. Бердыш, а это без малого 70 км пути. Но у погоды были свои планы. При температуре минус 5 градусов, на поверхность льда выступила вода. Горная речка не полностью замерзла и местами то и дело попадались промоины и тонкий лед. Снегоходы вязли в «снежной жиже». Приходилось отцеплять сани, вытаскивать машины, толкать их вручную и тянуть на тросах.
Снегоходы подо льдом
Не доезжая до базы «Чемейная», три снегохода ушли под лед. Первой провалилась машина Виктора Боровика. Сзади его нагнал Александр Проворов с прицепом, рядом не смог объехать снегоход Романа Грищенко.
К этому времени на улице уже стемнело и стало холодать. Термометр показывал минус 17. При свете налобных фонариков туристы несколько часов спасали вещи и машины. Близко подходить к снегоходам было опасно. Это стало понятно, когда трое участников группы провалились в воду. Продолжать путь дальше было невозможно. Не доехав до базы километра, поставили зимнюю палатку с печкой.
Новый маршрут
Крайней точкой основного маршрута стал Чемейный плес. Здесь туристы высушили насквозь промокшие вещи и очистили снегоходы ото льда. Руководитель экспедиции Сергей Семяшкин принял решение прекратить дальнейшие попытки пробиваться по реке. Выше течение Уньи усиливалось, лед становился тоньше. Рисковать снегоходами, да и жизнями людей не было смысла.
«Есть вариант пройти через Печоро-Илычский заповедник к Вологодской грани, а оттуда 68 км до перевала Дятлова», – предложил кто-то из членов команды.
Так родился новый маршрут.
На фото: Сегоходчики. Слева направо: Александр Проворов, Виктор Боровик, Роман Грищенко, Александр Комольцев, Павел Насонов.
Хватит ли ресурсов?
Туристы были ограничены не только во времени, но и в топливе, и в продуктах. Тогда участники автоклуба «Сусанин» предложили отдать свою провизию, и сошли с маршрута. 1 февраля они вернулись в Сыктывкар. Остальные же 7 человек: Сергей Семяшкин, Павел Насонов, Александр Комольцев, Нина Новикова, Наталья Медведовская, Евгений Вишератин и Дмитрий Пятков получили разрешение на посещение Печоро-Илычского заповедника и продолжили путь.
Печора негостеприимна
Самая большая и мощная река в Коми встретила туристов мокрым снегом и проталинами, что здесь случается довольно редко. Дорога усложнялась пургой, термометры показывали минус 6 градусов. На реке Ёлма встретились с группой Алексея Ларионова. Большую часть пути прошли вместе, по очереди вытаскивая машины из водянистой каши. Когда стемнело, туристы окончательно потеряли надежду добраться в этот день до Вологодской грани.
«Мы сделали больше, чем могли»
Ближе к девяти вечера участники экспедиции поставили палатку «Зима» на правом берегу Печоры. За ужином все молчали.
«Важно уметь вовремя остановиться, – произнес Сергей Семяшкин, – мы не успеем за один день дойти до Вологодской грани, а оттуда к перевалу Дятлова. Еще нужно оставить силы на обратный путь, а их остается все меньше».Это был седьмой день похода.
На оси главного Уральского хребта
3 февраля группа все же добралась до Вологодской грани, минуя развилку на известное во всем мире плато Маньпупнер. Но на восточной границе Печоро-Илычского заповедника туристов снова ждал сюрприз – непроходимая пурга. Когда снегоходы вышли на отрытое пространство хребта Уральских гор, видимость составляла меньше метра. Необходимо было спешно разворачивать снегоходы и возвращаться в лагерь. С этого момента группа Семяшкина начала долгую дорогу домой.
Рано подводить итоги
В общей сложности участники разведывательной экспедиции прошли 1400 км на машинах и около 500 км на снегоходах по горным рекам и непроходимой тайге.
Зимний маршрут по Унье и Кисунье к перевалу Дятлова не был проложен. Путь через Печоро-Илычский заповедник оказался неоправданно долгим и тяжелым. Уже на обратной дороге местные жители рассказали туристам, что около деревни Бердыш есть еще один проход к местам трагедии 1959 года – горе Холатчахль. Решится ли Сергей Семяшкин еще на одну экспедицию, пока не известно.
Важно одно – все участники разведывательного похода до последнего сражались с погодными условиями, усталостью и собственными страхами. Сейчас все они дома, живы и здоровы. А награда за их путь – красивейшие пейзажи Северного Урала и невероятные впечатления.
Более подробную информацию ждите в новом выпуске журнала «Арт»!
Фото Нины Новиковой, Дмитрия Пяткова
Журнал «Арт»