Воркутинские премьеры

Одна республика, а расстояние до заполярного города почти 900 км, но два с половиной часа, что мы летели, я не скучала, небо было безоблачное, и невозможно было оторваться от окна, где внизу простирались поистине фантастические пейзажи. Заполярье нас встретило солнцем и лёгким морозцем. Устроившись в гостинице, мы сразу же отправились в город.
Приехали мы сюда в служебную командировку, я — как Председатель Союза театральных деятелей РК и мой заместитель. Поводом послужило официальное приглашение директора Воркутинского драматического театра Виктора Николаевича Ножкина на премьеру спектакля по пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня». Сразу оговорюсь, в Воркуте я не была ни разу, что не скажешь о моей попутчитце. Она тринадцать лет прожила в Воркуте, поэтому роль гида выполнила с блеском.

День первый
Первым пунктом нашего посещения был ГУК «Коми республиканский государственный театр кукол». Оба театра в Воркуте, занимают помещения, изначально не построенные под театр. В случае театра кукол, это несколько помещений во Дворце культуры шахтёров. Здание построено заключёнными в помпезном стиле сталинской эпохи. На фасаде бронзой в мрамор вбита надпись «Уголь — настоящий хлеб промышленности». Гигантские статуи мускулистых работяг, с надеждой и оптимизмом смотрящих в светлое будущее всего человечества, безмолвно встретили нас у входа. Широкие лестницы, просторные холлы и крохотные комнатки. Театр кукол занимает лишь часть этого корабля. У них крохотный зал и крохотная сцена, но они приспосабливаются и, может быть, в силу специфики своего театра, им это удаётся. В узеньком длинном коридоре, который вёл к кабинету директора, наблюдалось активное движение.
Директор Балмастова Мария Алексеевна встретила нас с чаем и конфетами, показывала эскизы костюмов к новому спектаклю, говорила о предстоящих гастролях. Пока мы пили чай, к ней в кабинет заглянула актриса в смётанном костюме вместе со швеёй, заглянула девушка с куклой Ёжика, после чего ёжик был оставлен на столе до вынесения вердикта. У Марии Алексеевны всё под контролем. Мне подумалось, интересно, как такие сильные лидерские качества отражаются на творческом процессе, и у нас была возможность это проверить. Мы хотели увидеть репетицию спектакля по мотивам русских народных сказок «Кто в теремочке живёт». Эта постановка, как и премьера в драматическом театре, была осуществлена на деньги, выделенные в рамках Постановления Правительства Республики Коми «О грантах Главы Республики Коми в области театрального искусства и концертной деятельности». В театре кукол спектакль готовится для реабилитации лежачих детей-инвалидов. Режиссёр-постановщик Игорь Клюев и художник Алексей Митрофанов приехали из Татарстана и, судя по увиденной нами репетиции, со своей задачей они справились хорошо. Девушки-сказочницы, в нарядных сарафанах, и песни поют и загадки загадывают и между собой ссорятся-мирятся, зелёная полянка с теремом-трансформером и куклы оживают у них в руках. Куклы сразу замечают своих зрителей, идут на контакт, обнимают и угощают конфетами. В лёгкой игровой форме жители теремка знакомятся и заселяются, поют песни и танцуют. Очень светлое впечатление оставляет эта работа. И режиссёр и художник сказали, что чувствуют себя в этом театре очень комфортно, да и у нас была возможность убедиться в этом. Совсем скоро премьера будет сыграна на дому, для ребёнка, который никогда не вставал. Нет никаких сомнений, что для человека, ограниченного в своих возможностях, встреча с творческой группой театра будет очень сильным и ярким событием. Вот воистину и радость, и утешение, которое способен нести театр.

День второй
А теперь немного о премьере в ГАУ «Воркутинский драматический театр» спектакля по пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня». Премьера в театре всегда очень волнующее событие. Особенно, когда дело касается Антон Палыча. Сразу скажу, что я не очень большая поклонница чеховской драматургии, может, потому, что он очень многим попадает в меня, я чувствую себя студентом-первокурсником в анатомическом театре, он препарирует человека, он пробуждает душу, так писать о крушениях и потерях, о разочарованиях и упущенных возможностях мало кому удавалось. Но, когда мне предоставляется возможность, я с удовольствием смотрю спектакли. Меня всегда интересует, что на сей раз вытащит из пьесы постановщик, как развернёт историю, написанную аж в 1897 году, в день сегодняшний и чем зацепит нас, тех самых, которые, по словам доктора Астрова — «будут жить через сто, двести лет после нас и которые будут презирать нас за то, что мы прожили свои жизни так глупо и так безвкусно, — те, быть может, найдут средство, как быть счастливыми...» Я, как впрочем, и большая часть тех, кто пришёл в тот вечер на спектакль, могли бы подписаться под словами Астрова, потому что если посмотреть сквозь пальцы на технический прогресс и на все те игрушки, что появились у человечества за прошедшие сто лет, мы едва ли можем утверждать, что стали мудрее и ответственнее. Наши души также требуют врачевания, и мы так же надеемся, что потом будет лучше, чем сейчас...
 
  Режиссёр-постановщик спектакля — заслуженный артист Карелии (лауреат премии Собольщикова-Самарина, дипломант международного фестиваля «Славянский венец») Аман Ягмурович Кулиев. Он начинает рассказывать историю с показа видеоряда. Перед нами мелькают кадры хроники, которые, кажется, знаешь наизусть... царская семья раздаёт милостыню, ходынка, голодный крестьянский бунт... сцена заливается светом, поют птицы, выходит няня, выносит и ставит на стол дымящийся самовар... Лето в деревне, пора сенокоса — такая красота! Но вот появляются герои, и начинаются разборки. Обида, взаимные претензии, нетерпимость, гнев... становится душно, приближается гроза... надеюсь, все помнят конец первого акта, Елена Андреевна и Соня наконец-то рванули друг к другу душами, сейчас Соня спросит у профессора разрешения, можно ли поиграть на рояле Елене Андреевне, и музыка исцелит их израненные сердца, унесёт в сферы тонкие и прекрасные, но капризный профессор Серебряков сказал — нельзя! Чехов погружает читателя в оглушительную тишину, но на то он и театр, чтобы преображать, открывать новые смыслы. Ответом режиссёра на запрет профессора Серебрякова была наполненная мятежностью музыка Рахманинова. Бунт, кровавый русский бунт пропитывает воздух. Опять поползли кадры хроники — взорванные церкви, эшелоны репрессированных, голодные крестьяне... В сценическом пространстве гроза прошла, но напряжение осталось. Что теперь, когда маски сорваны, когда всё лицемерие выплеснулось наружу, как жить? Наступил сентябрь, ещё совсем немного, и зарядят дожди, дороги расползутся, но пока есть букет пёстрых сентябрьских роз в руках дяди Вани, одно мгновенье, всего несколько секунд, но в этом, почти детском взгляде, тот самый настоящий человек, ничем не примечательный, честный и трудолюбивый. В нём и вера, и надежда, и любовь, как печать вечности. Сейчас он (такой одержимый своими чувствами) увидит, как Астров целует Елену Андреевну, и всё будет кончено. Что теперь? Неужели всё напрасно? Вся эта трудная жизнь, ради чего? И снова хроника, только теперь это то, чему были свидетелями мы — битвы в парламенте, рабочие заводов и фабрик, перекрывающие трансиб, надписи на растяжках бастующих шахтёров: «Мы хотим есть!» Что остаётся, когда вера в царя и отечество разрушена? Как сохранить веру? Соня обращается к нам, омывая своё лицо: «Мы отдохнём! Мы услышим ангелов, мы увидим всё небо в алмазах, мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую...»
На аплодисменты зал встал в едином порыве, дарили много цветов, что очень приятно увидеть в городе, где скромный букет хризантем стоит 1000 рублей. Премьера удалась. Лица людей, покидавших театр, были спокойными и сосредоточенными.Чувствовалось, что внутри идёт работа, призыв режиссёра во мне сформировался в молитву: «Гсподи, помоги мне уверовать!» Этот призыв почувствовали все, и у каждого возник вопрос или ответ, это заложено в словах пьесы, а когда ещё этот текст так хорошо сыгран, пробуждается сила настоящего искусства! Возрождение начинается с каждого из нас. Конечно, что такое для истории сто и даже двести лет? Так, пшик! Но в этом отрезке жизнь нескольких поколений, наша с вами жизнь. Спектакль получился актуальным и очень живым, подробным в деталях и предметах. За это всей труппе большое человеческое спасибо.

День третий
В этот день мы провели два собрания с членами нашего союза. Рассказали о вопросах, которые поднимались на съезде СТД в Москве, о решениях, которые были приняты, ответили на вопросы. Подробно остановились на творческих проектах, которые предлагает СТД РФ, с докладом о видах материальной помощи, предоставляемой членам союза, выступила заместитель председателя Елена Александровна Пекарь. В преддверии международного дня театра всем членам союза были вручены подарки.
Потом директор театра Виктор Николаевич Ножкин показал мне театр. Сцена не оборудована колосниками, не имеет высоты, нет карманов, две гримуборные, одна для мужчин, другая для женщин, всё как в большой коммунальной квартире, пошивочный цех, художественный... в каждом работает один специалист, с кадрами проблема. Кого сейчас заманишь жить в Воркуту? Двадцать лет после развала союза угольную отрасль лихорадило. Да и состав жителей серьёзно поменялся. Репрессированные были реабилитированы, многие уехали, большое количество шахтёрских семей уехало по программе переселения, но по людям, которые сидели в зале на премьере, чувствовалось, что не все уехали, в городе не только варяги на лексусах (тянут газовую трубу), но и врачи, учителя, люди, которые живут в этом городе долго, привыкли к чёрному снегу на улицах, с удовольствием сидят в кофейнях и ходят в театр, в очень хороший театр.

День четвёртый
Утро. Мы улетаем домой, в Сыктывкар. В кофейне, недалеко от гостиницы, купили торты. В советские времена Воркута славилась своими кондитерскими чудесами. Я купила торт «Шоколадница», всем, кто окажется в Воркуте, очень рекомендую этот торт и ещё, если будет возможность, сходите в театр, в два удивительных театра, в которых нам посчастливилось побывать.

viagra in britain buy cialis uk cheap do you need a prescription for viagra in the uk